Адаптация ребёнка
Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время он должен занять своё место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В этом ребятам помогают вожатые, педагоги и психолог. Они вовлекают детей в активную коллективную деятельность, направленную на сплочение и взаимодействие команды. Чаще всего период адаптации длится от 3 до 7 дней (в зависимости от личностных особенностей ребёнка).
У детей, которые в первый раз приехали в детский лагерь, период адаптации может проходить дольше. Также трудности могут возникать, если ребёнок ведет замкнутый образ жизни, нет друзей и подруг, чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером. В этом случае Вам следует запастись терпением и выдержкой и, общаясь с ребёнком по телефону, поддерживать его и настраивать на активную деятельность. Как показывает опыт, сотрудничество родителей, педагогов детского лагеря и психологов приводит к положительному результату.
Важно! Если у вас есть какие-либо пожелания, рекомендации или информация об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка, которая позволит нам помочь ему быстрее адаптироваться к условиям детского лагеря, сообщите об этом вожатым/воспитателям во время заезда.
Мы обращаемся к вам с просьбой: постарайтесь свести Ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно.
Важно! Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным путём. Воздержитесь от частых приездов в лагерь. Ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только Вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д. Не обещайте ребёнку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность и не будет включаться в деятельность в отряде и будет уверять Вас, что ему не нравится в лагере, только бы Вы его забрали.
Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах вожатому отряда. Ребёнок, который принимает активное участие в жизни отряда и смены, быстрее адаптируется. Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве из-за уборки (кто будет убирать, кто раскидал, кто подвинул вещи и т. д.). Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия. Мы хотим предупредить Ваши волнения и заверить, что особое внимание вожатых уделяется оценке отношений ребят, эмоционально- психологическому климату в отряде, профилактике, предотвращению и разрешению конфликтов между ребятами. В детском лагере всегда находится педагог-психолог, который помогает подросткам решать различные беспокоящие их ситуации. К этому вопросу мы подходим очень серьезно, глубоко вникаем в каждую ситуацию. Наши специалисты решают проблему с помощью индивидуальных бесед, через проведение специальных занятий с отрядами, меняется график отрядных мероприятий, чтобы помочь ребятам пойти навстречу друг другу.
Можно ли решить конфликт, забрав ребёнка из отряда или лагеря? Иногда родители забирают ребёнка из-за конфликтной ситуации. Ребёнок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездки в детский лагерь.